Дорогие Друзья, предлагаю Вам отчет о походе на Эльбрус. Отчет написала очень красивая и очень хрупкая снаружи девушка, и настоящий воин внутри, отъявленный байкер - участник группы Людмила Леонова.

Отчет достаточно длинный и увлекательный, и чтоб Вам было еще интереснее - вот фото этого похода >>>

Кавказ или как Зайка Эльбрус покоряла.

Стоить начать с того, что в такие серьезные походы я не ходила и совершенно не представляла, что же меня ожидает. Хотя зная Тана, меня терзали смутные сомненья. Но в итоге решение ехать было принято, и отступать никто не собирался!

Вечером 4 августа мы выехали из Бердянска. Наш путь лежал в сторону Крыма. В Мелитополе мы подобрали Пашу, пожалуй. самого загадочного члена нашей группы. А из самого Бердянска с нами уже ехали Таня и Саша, наша неразлучная парочка, всюду появляющаяся и ходящая вместе.
Долго решали какую же дорогу до Крыма выбрать, но в итоге поехали через Чонгар. Описание прохождения таможни опушу, скажу только, что простояли в очереди около 14 часов.
Крым встретил нас билбордами единой России и ужасными дорогами, что для нас было сюрпризом! В Феодосии мы встретили наших последних попутчиков веселого Витальку и неугомонную  тетю Олю.
Собравшись вместе, мы двинулись в сторону Керчи, на паром, который доставит нас на Кавказ. В очереди на паром мы простояли часов 5 и это уже была вторая ночь, которую мы проспали сидя. На пароме было интересно, он был греческий, четырехпалубный, с эскалаторами, удобными креслами и другими прелестями жизни. Стоит отметить, что само передвижение на пароме заняло гораздо меньше времени, чем само ожидание  его отплытия!

Итак наконец мы прибыли! Тан решил все вопросы по страховке и мы двинулись в сторону Пятигорска.

Еще нас удивила огромная очередь на паром со стороны России, её протяженность была около 10 км, а по трассе были предупреждения что ожидание в очереди достигает до 40 часов. Но к счастью, наш путь лежал совсем в другую сторону.

Гаишники на нас не реагировали, хотя и провожали наш автобус удивленными взглядами. Дороги были приятно ровными и поэтому практически весь путь до Кисловодска я провела в полусне.
Кисловодск встретил нас мелким дождиком и туманом, Тан нас обрадовал, что такая погода будет практически все время нашего путешествия! В самом городе мы немного поплутали, но нам помог местный житель, который проехался с нами и показал дорогу, за что ему огромное спасибо.

Местом нашей первой ночевки на Кавказе должна была стать долина нарзанов. Мы начали подниматься в гору, но к сожалению красот никаких не увидели, потому что все было покрыто туманом. Но не смотря на погодные условия царила обстановка радости и нетерпения, все были полны сил и желания покорять вершины.

Мы были все ближе к цели. Съехав на грунтовку, мы отправились на поиски места под лагерь для ночевки. Шел мелкий дождь, еще и туман, поэтому мы оделись потеплее, старательно замотались в дождевики и начали расставлять лагерь. Палаток было 3, наша с Вовой, Сашина с Таней и одна большая, которая потом стала домом для всей команды, ну не считая конечно нас с Вовкой, потому что мы предпочли самостоятельность.

Ребята соорудили тент и мы приступили к приготовления ужина. Дождь, к сожалению, не прекращался, а иногда даже усиливался, поэтому горячий супчик был весьма кстати. Природа вокруг была прекрасна – горы поражали своим величием, рядом шумела горная река, но купаться желания при такой погоде абсолютно не возникало. И при таком великолепии природы в ужас нас привело огромное количество мусора, оставленного другими людьми. Но мы как эко-туристы собрали его в одном месте, что смогли сожгли и хоть таким образом немного навели порядок.

Но лучше о приятном. К ночи дождь наконец прекратился, но все были уставшими, бродить по окрестностям не желали и поэтому рано разошлись по палаткам и отошли ко сну. Первая ночь прошла отлично, а если учитывать, что спали наконец горизонтально то вообще великолепно!

Тан нас рано не поднимал, так как сказал что спешить не будем. Но! Подъем всем устроила тетя Оля, которая решила вымыть в 6 утра посуду, оставшуюся после ужина, так вот она умудрилась уронить все эти кастрюли. Чему мы были несказанно «рады». В итоге около 8 тетя Оля начала петь, а потом еще и кричать: «вставайте, вы не спать сюда приехали», затем она рекламировала нарзан и какая чудесная вода в реке. В общем утро обещало быть добрым.

Когда мы выбрались из палатки, нам открылся чудесный вид: светило солнце, небо было ясным, таким безукоризненно голубым и прозрачным, что о вчерашнем дожде не было и намека.

Перед завтраком решили пройтись. Вова решил отправится на поиски мяса, как самый мясоедный из всех, кстати Саша и Таня оказались вегетарианцами. Добрались до нарзанных источников. На вид как обычный родник, только весь покрытый ржавчиной и с пузырящейся поверхностью. На вкус мне нарзан не понравился, послевкусие такое словно железо облизывал. Но очень уж полезна эта вода. Долго нарзан не хранится, буквально полчаса в бутылке и он темнеет – железо в нем содержащееся окисляется и пить это не рекомендуется.

Мясо Вова так и не нашел, зато я умудрилась насобирать немного малины приятный бонус от кавказской природы, при этом правда умудрилась упасть в колючий куст, но это мелочи.
Около 12 мы собрали наш лагерь и отправились дальше. Наш путь лежал к поляне Эммануила с которой нам предстояло уже идти с рюкзаками.

Дорога была захватывающей. Пожалуй это даже не описать словами. Виды были потрясающими, фотографии не передадут того объема красоты, великолепия и величия которое открылось нашим глазам. Полны ярких эмоций и самых радужных ожиданий мы наконец съехали с трассы на грунтовую дорогу. Вот тут то и началось веселье. В начале просто освободили машину и пошли пешком, а Тан налегке попытался штурмовать крутые склоны, но даже наше отсутствие не сделало автобус вездеходом. Поэтому нашим ребятам пришлось помогать ему руками, ногами, а кое-где и камнями. Но, не смотря на возникающие трудности, мы продолжали двигаться к цели.

Вовка как всегда умудрился даже что то поковырять в машине, пока все остальные пили чай и любовались пейзажами. Как раз тогда к нам подъехали местные и посоветовали к самой поляне не спускаться, а остаться на верхней площадке перед ней, потому что если пойдут дожди, выехать обратно мы не сможем.

Дорога к слову была очень узкой, с одной стороны был травянистый отвесный склон, по которому скакали милые овечки, а с другой крутой обрывистый спуск явно для машины нереальный, да и человек если бы рискнул по нему спускаться то скорее кувырком, а не на своих двоих. Поэтому Тан предложил нам идти по дороге пешком, пока он потихоньку будет добираться до места ночевки, а мы заодно будем привыкать к высоте и проверим свои организмы. Скажу честно, идти было не очень легко, хотя без нагрузки, не спеша и можно сказать в свое удовольствие. По пути встретили парня на велосипеде, который покорял эти безумные склоны именно таким образом.
Наконец все собрались, выбрали местечко и уже в установленном порядке поставили лагерь и принялись за готовку.

Стоит заметить, что с прошлой стоянки мы захватили с собой дров, поэтому смогли позволить себе такую роскошь, как костер.

Поужинав, попив чай, все отправились спать, остались только я, Вова и Тан. И оказалось не зря. Наконец ночью облака разошлись и перед нами предстал Эльбрус во всей своей величественной красоте. Это было взрывом для восприятия, это нельзя описать, это нужно увидеть. Эти серебряные склоны сверкающие в свете луны, полные бархатного мрака бездонные провалы, подпирающие небеса две гордые вершины, такие недостижимые и в тоже время пленительно близкие. Это то, что запомнишь на всю жизнь, и о чем будешь рассказывать близким. Поэтому без зазрений совести мы разбудили ребят, чтобы они тоже могли увидеть это своими глазами.

Мне не верилось, что именно туда нам предстоит идти пешком, расстояние казалось не реальным. Полные восторгов мы наконец отправились спать.

Наступил день Х. С утра мы поднялись, пересмотрели вещи, собрали и разделили между собой нужные продукты и попив чайку, сфотографировавшись, мы наконец отправились в путь!
Я была настроена весьма оптимистично, но пройдя 15 минут вниз по склону меня начали мучать такие вопросы «зачем я сюда пошла» и «смогу ли я вообще идти», но, не смотря на эти панические мысли я продолжала двигаться вперед.

Наконец мы спустились к реке, и попытались перейти её в брод, самыми смелыми оказались Вова ( ну кто бы в этом сомневался), Саша ну и как же без Тани. И в тот момент когда они бесцельно бродили по бурлящей реке, Тан спускавшейся последним увидел что есть мост, о чем нам и прокричал, поэтому обувшись мы отправились к мосту. Хотя это шаткое сооружение сложно так назвать, но все же лучше чем идти по бурному потоку.

Я шла самая последняя, ну так и было в дальнейшем. Первый подъем был для меня шоком, а ведь это самое начало пути. Рюкзак перевешивал и мне казалось что еще немного и я свалюсь, но, тем не менее шаг за шагом, как маленькая черепашка, я ползла вперед. Все растянулись друг за другом, Тан посоветовал идти в своем ритме, не за кем не гнаться, а получать удовольствие от прогулки. Хотя чего другого можно было от него услышать. Вова меня периодически поджидал и спрашивал жива ли я и рада что я здесь, на что у меня в принципе и сил то не было отвечать, а это всего лишь после сорока минут похода. К месту первого привала я дошла, когда все уже были там и отдыхали на полную. Вовка стянул с меня рюкзак и я упала на землю без сил. Все веселились, но все равно немного мне сочувствовали. Тетя Оля сфотографировала лежащую меня и сказала, что все будет хорошо. Кстати отдыхали мы на месте старого немецкого аэродрома со времен второй мировой, конечно от него ничего не осталось просто огромная ровная площадка покрытая травой. Но вот Тан сказал, что хватит отдыхать и пора продолжить путь. И снова рюкзак на плечи и вперед. Хотя, пожалуй, это была самая легкая часть пути, потому что мы шли по равнине, а теперь наш путь лежал в гору и только вверх. Как я уже говорила, шла последней, и один раз даже потерялась, потому что никого не видела, а только слышала, но смогла найти всех по следам. Были и привалы, но опять таки я приходила, когда уже все отдохнули и шли дальше, от этого было немного грустно, но что поделать. Вова меня поджидал, хоть и посмеивался с моего нелепого вида. Высота была около 2800, мне начало становится нехорошо, легкая тошнота и головокружение. Сил идти особо не было, но тут уж без вариантов. Тан подшучивал: оставайся, мы тебя на обратном пути заберем. Но вот наконец решили остановится уже на ночевку. Место было красивое, в скалах недалеко протекал родничок. Но я была такая замученная, что обратила на все это внимание только после ужина. Тетя Оля прозвала меня манюней, к концу похода меня так уже звали практически все, прикольно быть самой младшей в группе. Вечером, после традиционного чаепития, все разошлись по палаткам и Тан провел медитацию, правда некоторые все время хихикали, но не будем об этом, да, Вова? Это была уже третья ночь на Кавказе, после такого насыщенного дня сон пришел быстро, хотя плечи болели ужасно, но не смотря ни на что, все трудности восполнялись окружающим великолепием.

На следующее утро мы проснулись, позавтракали и снова отправились в путь. Мы с тетей Олей вышли немного раньше, потому как я известный ходок, а тетя Оля просто не может сидеть без дела. Но через некоторое время я опять оказалась в хвосте. В этот раз путь был сложнее, потому как мы карабкались вверх по камням. Но на удивление то ли я расходилась, то ли остальные подустали, но теперь я даже успевала прийти на привал, когда еще не все разошлись. Первую половину дня светило солнышко и было довольно жарко, но  ближе к обеду небо затянуло тучами, и начался противный мелкий дождь. Стало гораздо холоднее, но когда идешь с рюкзаком это совершенно не заметно, а чувствуется только на привале. Тан поведал, что сегодня нам предстоит перебираться через ледник, что было весьма интригующе. Скажу, что теперь идти было еще печальнее, потому что теперь вокруг были только камни, а если учесть дождь то все вокруг стало еще более серым. Шли по хребту, с обоих сторон были обрывы покрытые туманом, так что и дна не видно. Я старалась не думать, а просто идти, потому что коленки начинали подрагивать. Спасибо Вове, тут он меня ждал и присматривал, чтоб я ненароком никуда не свалилась. Наконец мы выбрались на нужное место, откуда планировали штурмовать ледник. И тут началась самая настоящая гроза. Эпицентр был прямо над нами. Сверкали молнии, гремел гром и к тому же начался град. Я, Таня, Виталик и Вова спрятались под подстилку, а Тан с улыбкой нам говорил, что сейчас пойдем к леднику. Мы были в ужасе и кричали ему, чтобы он сам шел во всем известном направлении. Наконец град немного поутих и мы волей неволей потянулись к леднику. Тан сказал, что там еще чуть чуть и станем на ночевку, его излюбленная фраза сэм восэм вызывала мороз по коже. По леднику было идти в общем то не трудно, просто немного холодно. Правда пугали огромные трещины, по которым с грохотом катилась вода в какие-то неизведанные глубины, это весьма напоминало трубы в аквапарке, но прокатится было бы смертельным удовольствием. Спустился туман и было ничего не видно, все растянулись по леднику, но благодаря свисту Тана смогли найтись и собраться. Наконец цель была достигнута, лагерь, хоть с трудом но построен, теплые вещи к счастью одеты, можно и к еде приступать. И вот отсюда, с высоты 3800 мы планировали покорять Эльбрус, вершины которого были как никогда близко. А вот физическое состояние было ужасным, горная болезнь меня не радовала абсолютно, болела голова, сердце, мучала тошнота, Вова сравнил это состояние с бодуном, что в принципе недалеко от истины. Мучала отдышка, даже когда ночью переворачивались с бока на бок, еще минут пять после этого пыхтели и вздыхали.
Тан принял решение, что один день стоит акклиматизироваться и просто отдохнуть перед штурмом. Поэтому день мы провели в беседах и общении. Погода была нелетная, ветер и снегопад, мы все собрались в большой палатке и развлекались, как могли. Немало нас порадовало и кофе с коньяком, что добавила радости и тепла. И вот на такой ноте было принято решение идти на Эльбрус именно этой ночью, к тому же было полнолуние, что решало проблему освещения. Я приняла взвешенное решение, что на вершину не пойду, по состоянию я понимала, что вряд ли у меня это выйдет и к тому же не хотелось становиться обузой для группы. К тому же в лагере остались Паша и Оля. А самыми смелыми стали Вова, Виталик, Саша, Таня и конечно неизменный Тан.

Ребята встали ночью, собрались, оделись, заварили чай в термоса и пошли. Мне оставили рацию, чтобы общаться, решили созваниваться каждый час. Правда Виталик умудрился забыть очки, и ему пришлось возвращаться. Я была в нашей с Вовой палатке, а Оля с Пашей в большой. Спать не получалась, тревожили мысли как там наши. Наконец связались по рации: Тан сказал, что все нормально, но погода не очень, а Вовка кричал, что все жесть и хорошо что я осталась. Следующего звонка ждала с нетерпением. Погода тем временем ухудшилась, началась метель, видимость около 2 метров. Но даже не это было так страшно, а то, что ребята шли по леднику, покрытому трещинами, Тан провалился в одну из них, после чего Вова предложил им связаться веревкой. Хотя сам Вовка умудрился провалится аж три раза. И к тому же он ужасно себя чувствовал. Такие новости поднимали мой уровень беспокойства еще больше. Около 8 я вышла из палатки, Паша с Олей тоже проснулись, небо было ясным, светило солнышко. Решили выпить чая, как раз должен был быть очередной сеанс связи. И тут Оля сказала, что видит наших и действительно на фоне яркого снега я увидела наших 5 героев, хотя выглядели они как точки. В общем в волнениях ждали их назад. Около 12 часов дня на связь вышел Тан и сказал, что из-за погодных условий придется спускаться. С первого раза покорение не удалось, максимально ребята поднялись на 4800. Спуск занял естественно гораздо меньше времени. Ребята вернулись весьма уставшими. Вовка вообще мало подавал признаков жизни, поел и ушел в палатку, где практически тут же отключился. Но Тан сказал, что не стоит расслабляться, пару часов отдыхаем и идем на пик Калицкого. И вот после бессонной ночи, мы снова в пути. И идти нам нужно снова через ледник. Скажу, что это было нелегко, местами откровенно страшно. Мы немного поплутали с тетей Олей и Вовой, потому как решили пройти не по тому маршруту, как сказал Тан. За время этих блужданий я окончательно выдохлась, но Тан за нами вернулся, забрал мой рюкзак, чтобы мы скорее могли догнать остальную группу. И вот мы снова вместе и опять идем. Я впала как будто в какой-то транс и о чудо, шла не последней. На пути были уже знакомые трещины полные воды, через которые местами нам помогали перепрыгивать парни. А еще нашли останки туриста, что еще раз показало, что с горами шутки плохи. И вот ближе к вечеру, после легкого марш-броска мы дошли до пика Калицкого – удивительно мистического и энергетически сильного места. Правда сил на эмоции не было, была какая-то страшная усталость от окружающего снега, камня и льда, хотелось увидеть зеленую траву и поэтому еще более желанными выглядели те далекие летние склоны, которые мы видели. И вот в знакомом порядке ставим лагерь, переодеваемся, едим и не особо долго разводя разговоры идем спать.

Наступило новое утро. Сегодня нам предстояло интересное мероприятие: мы пойдем на ледниковое озеро, которое окружает пик Калицкого, там нам предстоит обнулится энергетически и затем нам нужно подняться на сам пик и там уже зарядится по новой. Утро принесло интересный момент от перепада высоты, теперь мы были на 3600, я весьма сильно отекла, чем вызвала смеховой приступ у горячо любимого мужа. Такая участь еще раньше постигла Сашу, поэтому Вовка активно начал зазывать его посмотреть на свою новоявленную подругу. Вот в таком веселом расположении духа мы пошли на озеро. Спуск к нему был не легким, склоны были покрыты мелкими камнями, а под этим тонким слоем был лед, что было весьма скользко и не удобно. Но прислушиваясь к Тану, его наставлению перенести глазки на ножки, мы смогли благополучно попасть на озеро. Достигнув его центра, мы помедитировали, и обновленные пошли на пик. А Тан рискнул искупаться в ледяной ванне, таким образом достигнув полного очищения. И вот мы вновь взбираемся вверх. Вид был шикарен: огромная ледяная равнина, со всех сторон окруженная горами, бездонное небо и над всем этим царствует Эльбрус. Итак, набравшись положительных эмоций и подзарядившись энергией, мы пошли обратно в лагерь. А Тан покорил сам пик, умудрившись залезть на самую его вершину. Этот вечер прошел более оживленно, все были более отдохнувшими и делились своими впечатлениями. Место было действительно, каким то волшебным, всем снились необычные сны, да и состояние было каким то космическим. В самый разгар нашей беседы, нас посетил дух, Тан нам об этом сообщил, все резко замолчали и в повисшей тишине мы услышали, чьи то шаги. Это было до мороза по коже, и тут они затихли, выглянув из палатки, мы естественно никого не увидели. Тан нас успокоил, объяснив, что поскольку пик очень сильное место, то за ним приглядывают, ну и за нами тоже, чтобы по незнанию бед не натворили. И вот на такой ноте нам с Вовой предстояло идти ночевать в свою палатку, так что Вовка начал меня подначивать, и пугать в своей излюбленной манере. Но Тан сказал, что боятся совершенно нечего, а наоборот скорее радоваться такому вниманию. В итоге, мы все-таки пошли спать и сны нам снились весьма позитивные.

На следующее утро мы решили, что сегодня нас ждет марш-бросок до самого автобуса. Все уже порядком устали от холода и снега, хотелось зелени, тепла и конечно обещанной бани. Поэтому в быстром темпе все собрались, уложили оставшиеся вещи, в том числе множество камней, которые каждый взял на память себе и друзьям в подарки, так что рюкзаки были не намного легче, чем в самом начале пути. И вот начался наш путь вниз. И пожалуй это было намного сложнее самого восхождения. Путь наш лежал по скользким ледовым склонам, покрытым мелкой каменной крошкой, которая так и норовила выскочить из под ног. Я как всегда была самой последней, идти было сложно, а местами откровенно страшно. В особенно неприятном для меня месте, Вовка все-таки взял меня за руку и таким образом мы смогли преодолеть этот склон. При всем этом, один раз я таки умудрилась поскользнуться и порезать руку об лед, на следующем привале мне оказали медицинскую помощь, и немного потеряв крови, я пошла дальше. Привал был в интересном месте, абсолютно гладкой поляне, усыпанной все той же мелкой каменной крошкой, каждая одна в одну, как будто специально насыпанная. Тан объяснил, что такие вот поляны образуются после схождения лавин. Удивившись и сфотографировав такую красоту, мы пошли дальше. Постепенно местность становилась более пологой, как всегда к обеду небо затянуло тучами, начал накрапывать дождик. К тому времени мы подошли к реке и начали искать место для перехода. Тан, без особых усилий быстро перебежал реку, словно телепортировавшись на другой берег. Мы же не рискнули переходить в том месте, а спустились немного ниже по течению и начали свой переход. Наши мальчики оказались настоящими джентльменами, поэтому нас с Таней они просто на просто перенесли через реку, а тетя Оля сама перебежала на другой берег еще до нашего прибытия. В тот день она вообще практически не уступала Тану и бежала где то впереди, это учитываю тот факт, что в ноге у неё была металлическая спица после перелома. И вот так немного растянувшись, мы продолжали идти, каждый в своем темпе и своих мыслях. Природа вокруг была удивительна, горы меняли цвета, то становясь льдисто-серыми, то играя теплыми золотисто-коричневыми оттенками. Постепенно камни под ногами сменялись мягким, пружинистым мхом, идти по которому было одно удовольствие. Все чаще на глаза попадались цветы и сердцу от этого становилось радостнее, никогда бы не подумала что от льда и камней можно настолько устать. Проходили маленькие озерца, почти лужицы, с удивительно прозрачной, практически изумрудной водой это было так красиво, жаль к тому времени фотоаппараты разрядились практически у всех. Так раз за разом мы переходили склон за склоном, и казалось, что вот за той горой будет наш лагерь, но каждый раз это было не так. Вот уже и склоны покрытые травой, вот даже следы выпаса коров, кажется немного и цивилизация, но дорогу нам преградила бушующая горная река. За время пока нас не было, внизу шли дожди и река, стала более полноводной, чем когда мы её видели впервые. Тан сказал, что есть два варианта: попробовать перейти её в брод, либо идти в обход до самых нарзанных ванн. Такая перспектива не радовала абсолютно. Оля сразу сказала, что пойдет в обход. Мы же попробовали перейти в одном месте, но Тан перейдя на другой берег, сразу же сказал, что ничего не выйдет, потому что девчонки точно перейти не смогут, а в таком потоке перенести нас точно не вариант. Поэтому погрустнев мы пошли в обход, но Вовка углядел еще одно место где можно было бы попробовать совершить переход: там было нагромождение камней с которых можно было совершить прыжок через реку, в самом узком месте. Рюкзаки было решено перенести с помощью веревки. Тан естественно перепрыгнул первым. Сказал, что девчонкам будет не просто, ребята со смехом предложили перенести нас так же как рюкзаки. Все были настолько вымотанными и уставшими, что никому не хотелось идти  в обход. Я-то вообще громче всех кричала, что буду прыгать. На что Таня заметила, что в тихом омуте черти водятся. Ребята натянули веревку между берегами, Тан вернулся на камни чтобы подстраховывать нас на этом берегу, а Вова, Виталик и Паша перешли на тот. Сначала было решено, что первой прыгнет Таня, Саша естественно перепрыгнул, чтобы её страховать. И все вышло весьма удачно. Наступила моя очередь, адреналин закипел в крови, но как же без сюрприза, когда я перепрыгнула на тот берег, Вова меня словил, но одна нога соскочила с камня и окуналась в реку, меня вытащили. Итак немного мокрая, но весьма веселая я оказалась на нужном берегу. Тан забрал веревку, и мы продолжили путь. Последний подъем с берега реки был очень крутым, а силы были уже на исходе, подгоняла мысль, что совсем немного и мы окажемся у машины. И вот уже виден склон, на котором находится базовый лагерь, вот и лагерь мчсников. Вот и люди, привет цивилизация. Тан ушел вперед, в след, за ним купив айран, ушел и Паша, а мы остались ждать Сашу и Виталика, которые ушли покупать хычины. После такого перехода есть хотелось безумно. Айрана мы себе тоже купили, правда, человек, который его продавал, больше напоминал орка и по виду и по запаху, но нам на тот, момент было уже все равно. Ребята вернулись, мы съели хычины и вновь пошли вверх, теперь уже к машине. Последние шаги самые трудные, когда я поднялась к машине, упала возле неё и сказала: «Ура! Я выжила!», Тан заметил, что для своего первого похода я держалась молодцом. Был приготовлен ужин, и в честь спуска мы даже выпили медицинского спирта, из спиртного только он и был. И вот немного захмелевшими, но довольными, что все завершилось хорошо, мы отправились спать.

И вот снова утро. Выпив кофе, мы собрали вещи и пошли к трассе, а Тан поехал на автобусе, где-то на середине пути, на грунтовке, он нас подобрал. Все были радостными и с упоением ждали следующего привала, ведь там нас ждала баня! Тетя Оля, убежавшая еще утром, ждала нас на трассе. И наконец, собравшись все вместе, мы поехали в сторону Кисловодска. Нашли чудесное место у реки по подсказке местных. Там и решили сделать последний за это путешествие лагерь. День был упоительным, погода радовала теплом и солнцем. Вокруг был небольшой лесок, прохладная прозрачная река, изобилие цветов и даже немного малины, а что еще нужно для счастья после холодных гор, льда и снега. Таня с Сашей пошли на поиски продуктов и купили айрана и брынзы, брынза и кофе настоящий деликатес. Тетя Оля сварили очень вкусный борщ, мы с Таней ей помогали. Ребята слопали его с превеликим удовольствием. Тан напек лепешек-блинчиков, вместо хлеба, и ничего вкуснее на тот момент не было. Для бани было выбрано место у реки. Ребята наносили камней, распалили над ними костер и ближе к вечеру, должно было начаться действо. Все отдыхали, наслаждались природой и тем что, наконец, никуда не нужно бежать. Баня получилось выше всяких похвал, для уставшего после таких приключений тела, это было своего рода возрождение. Купание в горной реке словно вдохнуло второе дыхание и казалось, что вот можно и снова пойти на Эльбрус. Все были радостными и полными энергии. А самым приятным завершением вечера стало торжественное поедания арбуза, и пожалуй он был самым вкусным в это лето.

Итак, обновленными и вдохновленными мы отправились спать, зная, что на следующий день нас ждет такая долгожданная дорога домой. Но все не просто, на следующий день выяснилось, что какие то неполадки в машине. Но мы не отчаивались, ребята, что-то, как всегда поковыряли, поколдовали и вот мы едим домой. Заехали в Кисловодск, где все дружно закупили адыгейской соли, для себя и на подарки родным. Мы с Вовой купили травяного чая, чтобы зимними вечерами пить его и вспоминать свой поход. И вот снова дорога, но теперь уже домой.

На пути один раз остановились в селе, там поехали на реку, чтобы покушать и искупаться, потому как жара была неимоверная, а после холодных гор такой себе шок для организма. Тан приготовил плов – пальчики оближешь, и вот сытые и довольные мы снова в пути. Решено было ехать через Мариуполь, немного боязно, в следствии происходящих событий, но лучше чем стоять сорок часов в очереди на паром. Положились на удачу! И должно сказать, что нам повезло. Таможню прошли быстро и вот мы уже на родной земле. Было немного жутко ехать ночью, но все так устали и хотели домой, что просто поехали. Добрались без особых приключений, с несколькими проверками документов, но оставим эти подробности для потомков. Главное что все завершилось удачно и все благополучно добрались домой!
Вот пришло к завершению мое повествование, в этом походе было много чего и радости и даже немного печали, но все что мы увидели и пережили навсегда останется в нашей памяти.

Огромная благодарность Тану, нашему превосходному проводнику, за терпение и поддержку, за то, что взял с собой и показал удивительный мир Кавказа, открыл для меня нечто новое и прекрасное, спасибо!

Это однозначно стоило всех потраченных усилий, и теперь если мне предложат пойти в поход на Кавказ, без каких либо сомнений я скажу: «Да!». Чего и всем советую, не бойтесь сделать шаг навстречу приключениям!